Искусственный интеллект как эмпирическая проблема


Искусственный интеллект как эмпирическая проблема - стр. 31


Воспринятая информация (кантовское апостериорное знание) никогда не вписывается точно в заранее составленные схемы. Поэтому пороги, основанные на схемах и используемые субъектом для организации опытных знаний, должны быть модифицированы, расширены или же заменены. Необходимость приспособления, вызванная неудачными взаимодействиями с окружающей средой, служит двигателем процесса когнитивного уравновешивания. Таким образом, конструктивистская эпистемология является основой когнитивной эволюции и уточнения. Важным следствием теории конструктивизма является то, что интерпретация любой ситуации подразумевает применение понятий и категорий наблюдателя.

Когда Пиаже [Piaget, 1954, 1970] предложил конструктивистский подход к пониманию, он назвал его генетической эпистемологией (genetic epistemology). Несоответствие между схемой и реальным миром создает когнитивное противоречие, которое вынуждает пересматривать схему. Исправление схемы, приспособление приводит к непрерывному развитию понимания в сторону равновесия (equilibration).

Пересмотр схемы и движение к равновесию - это врожденная предрасположенность, а также средство приспособления к устройству общества и окружающего мира. В пересмотре схем объединяются обе эти силы, отражающие присущую нам склонность к выживанию. Модификация схем априори запрограммирована нашей генетикой и в то же время является апостериорной функцией общества и мира. Это результат нашего воплощения в пространстве и времени.

Здесь наблюдается слияние эмпирической и рационалистической традиций. Как материализованный объект человек может воспринимать не больше, чем воспринимают его органы чувств. Благодаря приспособлению он выживает, изучая общие принципы внешнего мира. Восприятие определяется нашими ожиданиями, которые, в свою очередь, формируются восприятием. Следовательно, эти функции могут быть поняты лишь в терминах друг друга.

Наконец, человек редко осознает схемы, обеспечивающие его взаимодействие с миром. Он является источником предвзятости и предубеждений в науке и в обществе. Но чаще всего человек не знает их смысла. Они формируются за счет достижения когнитивного равновесия с миром, а не в процессе сознательного мышления.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -