Искусственный интеллект как эмпирическая проблема


Искусственный интеллект как эмпирическая проблема - стр. 2


16.0. Введение

Для многих людей наиболее удивительным аспектом работы в сфере искусственного интеллекта является степень, в которой ИИ, да и большая часть теории вычислительных систем, оказывается эмпирической дисциплиной. Этот аспект удивителен, поскольку большинство рассматривает эти области в терминах своего математического или инженерного образования. Пунктуальным математикам свойственно желание применить к конструированию интеллектуальных устройств привычные им логические рассуждения и анализ. С точки зрения "неряшливых" инженеров, задача часто состоит лишь в создании систем, которые общество назвало бы "разумными". К несчастью, а может, и наоборот (в зависимости от точки зрения), сложность интеллектуальных программ и неопределенность, присущая их взаимодействию с миром природы и человеческой деятельности, делают невозможным анализ с чисто математической или чисто инженерной точек зрения.

Более того, если мы пытаемся довести исследования искусственного интеллекта до уровня науки и сделать их неотъемлемой частью теории интеллектуальных систем (science of intelligent systems), то в процессе конструирования, использования и анализа артефактов должны применять смесь из аналитических и эмпирических методов. С этой точки зрения каждая программа ИИ должна рассматриваться как эксперимент: он ставит вопрос перед природой, и ответ на него - это результат выполнения программы. Отклик природы на заложенные конструкторские и программные принципы формирует наше понимание формализма, закономерностей и самой сути мышления.

В отличие от многих традиционных наук, изучающих человеческое познание, разработчики разумных компьютерных систем могут исследовать внутренние механизмы своих "подопытных". Они могут останавливать выполнение программы, изучать ее внутреннее состояние и как угодно модифицировать ее структуру. Как отметили Ньюэлл и Саймон, устройство компьютеров и компьютерных программ предопределяет их потенциальное поведение, возможность всестороннего исследования, и доступность для понимания. Сила компьютеров как инструментов для изучения интеллекта проистекает из этой двойственности. Соответствующим образом запрограммированные компьютеры способны достигнуть высокой степени сложности как в семантике, так и в поведении. Такие системы естественно охарактеризовать в терминах физиологии. Кроме того, можно исследовать их внутренние состояния, что в большинстве случаев не могут осуществить ученые, занимающиеся разумными формами жизни.

К счастью для работ в сфере ИИ, равно как и для становления теории интеллектуальных систем, современные физиологические методы, в особенности относящиеся к нейрофизиологии, пролили свет на многие аспекты человеческого мышления. Например, сегодня мы знаем, что функция человеческого интеллекта не цельна и однородна. Она, скорее, является модульной и распределенной. Достоинства этого подхода проявляются в работе органов чувств, например, сетчатки глаза, которая умеет фильтровать и предварительно обрабатывать визуальную информацию. Точно так же обучение нельзя назвать однородной, гомогенной способностью. Скорее, оно является функцией множества различных систем, каждая из которых адаптирована для специфических целей. Магнитно-резонансное сканирование, позитронная эмиссионная томография и другие методы получения изображений нервной системы дают яркую и точную картину внутреннего устройства естественных интеллектуальных систем.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин