Интеллект как динамический компонент в структуре способностей


Введение - часть 3


Задачи исследования:

1. Систематизировать экспериментально-теоретические и психодиагностические представления об интеллекте и определить тенденции развития современной психологии интеллекта.

2. Обосновать и разработать основы психофизиологического подхода к исследованию процессуального механизма интеллекта.

3. Выявить индивидуальное своеобразие, присущее людям, различающимся выраженностью силы нервной системы, в деятельности по решению разных типов интеллектуальных задач.

4. Осуществить экспериментальное исследование взаимосвязи процессуальной и результативной сторон интеллектуальной деятельности.

5. Раскрыть специфику и механизм влияния силы нервной системы на интеллектуальную деятельность.

6. Разработать методы диагностики соотносимых с силой нервной системы процессуальных особенностей интеллектуального выполнения субъектом деятельности.

7. Обосновать возможности воздействия на интеллект путем индивидуализации обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Разработаны основы процессуального подхода к пониманию интеллекта, центральным звеном которого является представление об интеллекте как динамической системе, характеризующейся взаимодействием сформированного у субъекта индивидуального интеллектуального стиля деятельности и стратегии, разрабатываемой им для решения отдельной интеллектуальной задачи.

Выдвинуто и обосновано положение о том, что процессуальный подход к интеллекту позволяет рассматривать его как общую способность, относительно независимую от содержательной стороны деятельности (характера информации, содержащейся в условиях задачи), а также от знаний и навыков, приобретенных человеком в прошлом опыте (обученности).

Установлено, что основные свойства нервной системы как динамические особенности работы мозга являются задатками интеллекта, влияющими как на процессуальную, так и на результативную стороны интеллектуальной деятельности.

Выявлены механизмы воздействия силы нервной системы на неодинаковые способности индивидов к решению разных типов интеллектуальных задач.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -