Интеллект как динамический компонент в структуре способностей


Введение - часть 5


Такой подход приводит к возникновению ошибок и противоречий в понимании интеллекта: отождествлению интеллекта с уровнем достижения в деятельности, рассогласованию между понятиями интеллекта и ума, исключению интеллекта из числа

глобальных, существенных характеристик человека (так как достижения индивида в разных видах деятельности могут сильно различаться). Результативный подход в понимании интеллекта на практике проявляется в использовании для его измерения психометрической техники (интеллектуального тестирования) и противоречивой трактовке ее возможностей - как оценивающей потенциал, способности, а не успешность выполнения конкретных используемых в тесте типов интеллектуальных задач.

2. Понимание интеллекта как динамической системы, характеризующейся взаимодействием сформированного индивидуального стиля интеллектуальной деятельности и стратегии, разрабатываемой для решения отдельной интеллектуальной задачи, позволяет ввести его изучение в общее русло исследования способностей и снять перечисленные выше ошибки и противоречия в его понимании. Становится объяснимым, как интеллект, формируясь в процессе усвоения знаний и навыков, в то же время не сводится к ним, а является побочным продуктом обучения, основная функция которого заключается в регулировании функционирования мыслительных операций, действий, способов работы в целях обеспечения успешности решения задачи.

3. Процессуальным подходом к пониманию интеллекта обосновывается известный тезис о том, что его следует рассматривать как общий компонент способностей или общую способность, проявляемую в адекватности поведения и деятельности человека в разнообразных ситуациях. Что позволяет человеку быть интеллектуальным, несмотря на разнообразие содержания проблем, задач, ситуаций? Очевидно, эту способность интеллектуально вести себя следует искать вне специфических содержательных компонентов деятельности; интеллект не должен зависеть от ее содержания. Поэтому интеллект нужно соотносить с процессуальными, динамическими характеристиками деятельности.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин