Интеллект как динамический компонент в структуре способностей

       

и систематизация представлений об интеллекте,


1. Анализ и систематизация представлений об интеллекте, характерных для психометрических и экспериментально-теоретических исследований, показали, что рассогласование между интеллектом-способностью и интеллектом-достижением в интеллектуальной деятельности обусловило противоречия в понимании природы, существенных свойств и механизмов интеллекта, а также методологические ошибки в его измерении.
2. Практическая необходимость устранения возникших противоречий и ошибок требует в противовес результативному подходу к анализу интеллекта применять процессуальный, заключающийся в рассмотрении интеллекта как динамической системы, характеризующейся взаимодействием сформированного индивидуального интеллектуального стиля как совокупности привычных индивидуально-специфических способов и подходов к решению разнообразных интеллектуальных задач и стратегий, разрабатываемых для решения конкретных задач.
3. Анализ процессуальной стороны интеллекта позволил вернуть ему статус общей способности и использовать в его исследованиях методологические принципы теории способностей. Реализация одного из этих принципов заключается в анализе соотношений уровня природных предпосылок (задатков) интеллекта и уровня их реализации.
4. Процессуальный подход к интеллекту дал возможность выделить в качестве одного из типов задатков формально-динамические особенности работы нервной системы. Конкретизация представлений о таких задатках интеллекта дана в исследовании на примере силы нервной системы.
5. Установлено, что индивидуальные градации представленности силы нервной системы проявляются как в процессуальной стороне выполнения интеллектуальной деятельности, так и в ее успешности, обуславливая тем самым и своеобразие интеллекта (тип), и его уровень.
6. Некоторые специфические процессуальные особенности, относящиеся к способам анализа и использования информации, а также к способам организации интеллектуальной деятельности, которыми' устойчиво и отчетливо различались лица с сильной и слабой нервной системой, интерпретировались как их интеллектуальные стили.




7. Интеллектуальный стиль опосредует влияние природного задатка (силы нервной системы) на успешность выполнения интеллектуальной деятельности: если стиль адекватен оптимальной стратегии выполнения последней, ее продуктивность высока; несоответствие сформированного интеллектуального стиля стратегии интеллектуальной деятельности приводит к росту времени ее выполнения и количества ошибок, а также к невозможности в некоторых случаях самого решения.
8. Успешность интеллектуальной деятельности может быть и непосредственно обусловлена одним из существенных проявлений выраженности силы нервной системы, относящимся к ее синдрому. Установлено, что слабость нервной системы ограничивает возможности индивидов в оперировании большим объемом информации, что, безусловно, снижает уровень их интеллектуальных достижений в некоторых видах интеллектуальной деятельности.
9. Если продуктивность интеллектуальной деятельности зависит от интеллектуального стиля, то ее можно повысить, обучая индивида оптимальной стратегии ее выполнения. Если продуктивность интеллектуальной деятельности определяется непосредственным влиянием синдромного проявления силы нервной системы, то из-за малой изменяемости последней могут обнаружиться пределы достижений некоторых индивидов в интеллектуальной деятельности.
10. Интеллектуальный стиль, объединяя в себе процессуальные характеристики деятельности, соединяет их с психофизиологической основой. Поэтому его диагностирование имеет ключевое значение в определении природных причин интеллектуальных вариаций. Методика диагностики интеллектуального стиля, сопряженного с силой-слабостью нервной системы, разработанная на основе когнитивно-компонентного подхода, позволяет выявить тип интеллекта, обусловленный своеобразием процессуальных особенностей, а также дать прогноз возможностей индивидов в решении отдельных типов интеллектуальных задач, т.е. оценить уровень возможных достижений.
11. Выявленные формы влияния силы нервной системы как задатка интеллектуальных способностей должны учитываться при организации помощи учащимся с крайними проявлениями силы нервной системы.


Представлены некоторые рекомендации, касающиеся индивидуализации обучения таких школьников, а также помощи им в формировании и гибком использовании интеллектуального стиля в учебной деятельности. В помощь учителю разработана оценочная шкала, позволяющая на основе наблюдений фиксировать особенности интеллектуального стиля учащихся с сильной и слабой нервной системой.
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:
Монографии, учебные пособия, брошюры:
1. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. М., 1981. — 14,5 п.л. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
2. Школьный тест умственного развития (ШТУР). Методические рекомендации по работе с тестом (для школьных психологов). М., 1987. — 3,0 п.л. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
3. Психофизиологическая природа способностей. Деп. в ОДНИ "Школа и педагогика" МП СССР и АПН СССР 10.10.1988, № 292-88. — 10п.л.
4. Практикум по психодиагностике. М., 1988. — 2,0 пл. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
5. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. М., 1990. — 8 п.л. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
6. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991. — 19,25 п.л. (Соавторы: И.В. Дубровина, Е.М. Борисова и др.).
7. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: "Знание", 1992, № 3. — 3,65 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
8. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. М., 1992. — 4,5 п.л. (Соавторы: В.Т. Козлова, В.А. Данилов).
9. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. Обнинск, 1993. — 1,0 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
10. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Обнинск, 1993. — 1,0 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
11. Психологическая диагностика. Москва-Бийск, 1993. — 20 пл. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
12. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауера. Обнинск, 1993. — 1,0 п.л. (Соавторы: Е.М.


Борисова, В.Т. Козлова).
13. Руководство к применению Группового интеллектуального теста для младших подростков. Обнинск, 1993. — 0,5 пл. (Соавторы: Е.М. Борисова, В.Т. Козлова).
14. Психологическая реабилитация детей и подростков. Калуга, 1994. - 11,5 п.л. (Соавторы: И.В. Дубровина, А.Д. Андреева и др.).
15. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. Н. Новгород, 1995. — 7,9 п.л. (Соавторы: И.В. Дубровина, Е.М. Борисова и др.).
16. Психологическая служба школы. М„ 1995. — 13,9 пл. (Соавторы: И.В. Дубровина, Е.М. Борисова и др.).
17. Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995. — 11,15 п.л. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
18. Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону, 1996. — 28,56 п.л. (Соавторы: А.Г. Шмелев, Е.М. Борисова и др.).
19. Введение в психодиагностику. М., 1997. — 10 пл. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
20. Психологическая диагностика. М., 1997. — 19 пл. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
Статьи, тезисы:
21. Проявление силы нервной системы в результативной стороне некоторых типов интеллектуальной деятельности. //Психологическая диагностика. Ее проблемы и методы. М., 1975. С. 7-22. — 0,9 п.л.
22. Психофизиологический подход к анализу интеллекта //Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1976. Вып. 2. С. 69-86. — 1,0 пл.
23. Проявление силы нервной системы в результативной стороне некоторых типов интеллектуальной деятельности. //Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. Пермь, 1976. С. 21-23. — 0,2 пл.
24. Опыт выявления некоторых природных факторов интеллекта. //Проблемы психологической диагностики. — Таллинн, 1977. С. 170-184.— 1,0п.л.
25. Изучение индивидуальных различий по интеллекту. //Вопр. психологии. 1977. № 3. С. 175-185. — 1,2 пл.
26. Зависимость индивидуальных достижений от динамических особенностей психической деятельности и поведения. //Психология и психофизиология индивидуальных различий.


М., 1977. С. 164-173. — 0,6 пл. (Соавтор: К.М. Гуревич).
27. Диагностика индивидуальных различий. //Тезисы X съезда Общества психологов. М., 1977. С. 113-114. — 0,2 пл.
28. Индивидуальные различия в некоторых видах интеллектуальной деятельности и сила нервной системы. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. С. 6-21. — 1,0 п.л. (Соавтор: К.М. Гуревич).
29. Индивидуальные возможности решения логических задач и сила нервной системы. //Новые исследования в психологии. М., 1980. № 1 (22). С. 123-128. — 0,3 п.л.
30. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей. //Вопр. психологии. 1980. № 3. С. 91-102. —0,75 п.л.
31. Психофизиологический анализ особенностей мыслительной деятельности. //Психодиагностика и школа. Таллинн, 1980. С. 74-75. — 0,2 п.л.
32. Психофизиологический подход к диагностике интеллектуальных способностей. //Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1980. С. 431-436. — 0,4 п.л. (на словацком языке).
33. Индивидуальный стиль решения интеллектуальных задач и проблемы организации управления. //Актуальные проблемы общей, социальной и педагогической психологии. М., 1980. С. 133-143. — 0,7 п.л.
34. Интеллектуальные тесты. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 122-128. — 0,5 п.л.
35. Актуальные проблемы психологического тестирования. //Личность в системе общественных отношений. М., 1983. Т. 2. С. 340-342. — 0,15 п.л. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова).
36. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста. //Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. С. 23-35. — 0,6 п.л. (Соавторы: Е.М. Борисова, В.Т. Козлова).
37. Диагностика индашидуально-психологический различий в обучении. //Вопр. психологии. 1984. № 6. С. 71-78. 0,9 п.л. (Соавторы: К.М. Гуревич, В.Г. Зархин).
38. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив. //Вопр. психологии. 1985. № 5. С. 145-151. — 0,7 п.л. (Соавтор: В.Т.


Козлова).
39. Статистическая норма или социально-психологический норматив? //Психологический журнал. 1986. № 3. С. 136-142. — 0,7 пл. (Соавторы: К.М. Гуревич, В.Т. Козлова).
40. Вопросы диагностики умственного развития школьников. //Психолого-педагогические вопросы формирования личности учащейся молодежи. Воронеж, 1986. С. 43-58. — 1,0 пл. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова).
41. Психологическая диагностика. Разработка, проверка и применение Школьного теста умственного развития. //Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Ярославль, 1987. С. 16-34. — 1,0 п.л. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова).
42. Принципы разработки Школьного теста умственного развития и некоторые пезультаты его проведения. //Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1988. С. 230-238. — 0,8 п.л. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
43. Разработка диагностико-коррекционной методики изучения умственного развития подростков, ориентированной на норматив. //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. С. 76-95. — 1,5 п.л. (Соавторы: Е.М. Борисова В.Т. Козлова).
44. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения.//Вопр. психологии. 1988. №6. С. 71-77. — 0,7 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
45. Проявление психофизиологических особенностей учащихся в учебной деятельности. //Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. Т. 1. С. 32-35. — 0,3 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
46. Что нужно знать учителю о психологических особенностях учащихся. //Школа и производство. 1989. № 6. С. 10-14. — 0,5 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
47. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. //Советская педагогика. 1989. № 12. С. 73-81. — 0,6 п.л. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
48. Актуальные проблемы психологической диагностики. //Вопр. психологии. 1989. № 5. С. 172-179. — 0,5 п.л. (Соавторы: Е.М. Борисова, В.Т. Козлова).


49. Принцип коррекционности в диагностике умственного развития школьников. //Психология — практике обучения и воспитания. М., 1990. Ч. 2. С. 79-82. — 0,2 п.л. (Соавторы: К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др.).
50. Учет педагогом индивидуально-типологических особенностей учащихся. //Психолого-педагогические проблемы гуманизации образования и воспитания. Курган, 1991. С. 47-48. — 0,1 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
51. Перспективы развития метода анкетирования в деятельности школьного психолога. //Проблемы интеллектуального развития организационных систем. Новосибирск, 1991. С. 93-94. — 0,2 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
52. Развитие мышления у младших школьников. //Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. Москва-Тула, 1993. С. 56-75. — 1,0 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
53. Об "интеллектуально пассивных" школьниках. //Детский практический психолог. 1994 (январь). С. 22-24. — 0,5 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
54. Анализ индивидуальных особенностей мышления стершеклассников с помощью теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. //Детский практический психолог. 1994 (ноябрь). С. 21-24. — 0,5 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
55. Проблемы коррекции и развития в психодиагностике. //Гуманизация образования, 1994, № 2. С. 75-80. — 0,75 п.л.
56. Обучаемость и здоровье школьника. //Школа здоровья. 1995. № 2. С. 21-31. — 0,75 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
57. Что нужно знать о психологических особенностях учащихся. //Директор школы. 1997. № 3. С. 19-27. — 0,6 п.л. (Соавтор: В.Т. Козлова).
58. Проблемы изучения и диагностики практического мышления. //Вестник Университета Российской академии образования, 1997, № 3 (4). С. 54-75. — 1,0п.л.
59. Теоретические подходы к диагностике практического мышления. //Вопр. психологии. 1999. № 1. — 1,0 п.л. (Соавторы: В.Т. Козлова, Н.А. Ференс).

Содержание раздела