Искусственный интеллект и экспертные системы

       

Особенности организации метакогнитивного опыта


В составе метакогнитивного опыта можно выделить четыре типа ментальных структур, обеспечивающих различные формы саморегуляции интеллектуальной активности: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведомленность и открытая познавательная позиция.

·        Непроизвольный интеллектуальный контроль

     Когнитивные стили:

1.     "Узость – широта сканирования видимого поля". В данном случае речь идет об индивидуальных различиях в том, как организуется внимание человека при его столкновении с проблемной ситуацией.

2.     "Импульсивность-рефлективность". Подавление проявления импульсивности в ситуации принятия решений ("держать паузу") говорит не столько о том, что человек склонен более медленно перерабатывать информацию, сколько о тщательности и точности сбора информации до момента принятия решения.

3.     "Широта категории". Одни люди строят свои суждения о происходящем на основе использования широких категорий, ориентируясь на сходство объектов и явлений, другие - на основе использования узких категорий, обращая внимание в основном на отличительные черты тех же самых объектов и явлений.

4.     Особенности ориентировки в течение субъективного времени. Имеются в виду либо эффекты быстрого, либо медленного течения времени, а также эффекты хаотической ориентировки во времени. Психическое время течет более медленно у людей с низким уровнем структурированности психического пространства (с малым ментальным опытом).

·        Произвольный интеллектуальный контроль

Основными индикаторами сформировавшихся метакогнитивных структур опыта, лежащих в основе произвольного интеллектуального контроля, являются:

1.     Способность планировать - выдвигать цели и подцели собственной интеллектуальной деятельности, продумывать средства их реализации, выстраивать последовательность собственных действий и т.д.


2.     Способность предвосхищать - учитывать последствия принимаемых решений, а также прогнозировать возможные изменения проблемной ситуации. 2000 лет назад китайский философ Шан Ян охарактеризовал эту способность следующим образом: "Глупый не понимает сути дела, даже когда оно уже выполнено. Умный же постигает суть дела еще до того, как появятся первые его признаки".

3.     Способность оценивать – субъективно определять качество отдельных "шагов" собственной интеллектуальной деятельности ("Похоже, здесь я ошибся…"), ее результата ("Ай, да Пушкин! Сукин сын!"), а также собственных знаний в той или иной предметной области (в том числе и в такой экстремальной, доступной только мудрецам форме как "я знаю только то, что я не знаю").



4.     Способность прекращать или притормаживать интеллектуальную деятельность на любом этапе ее выполнения.

5.     Способность выбирать стратегию собственного обучения и модифицировать ее под влиянием новых требований и с учетом своих интеллектуальных способностей. Жизнь и другие люди, конечно, учат многому. Однако вопрос заключается в том, что эти уроки могут оказаться бесполезными, если они не сочетаются со способностью человека к произвольному самообучению.

·        Метакогнитивная осведомленность

Метакогнитивная осведомленность - это особая форма ментального опыта, характеризующая уровень и тип интроспективных (introspectare - лат. - смотреть внутрь) представлений человека о своих индивидуальных ресурсах. Метакогнитавная осведомленность предполагает:

1.     Знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (каковы особенности собственной памяти, мышления, предпочитаемые способы постановки и решения проблем и т.д.), а также  знание оснований своей интеллектуальной деятельности (в виде представлений о закономерностях запоминания, правилах эффективного мышления, различиях между логическими необходимыми и эмпирически верными суждениями и т.д.).



2.     Умение оценивать свои индивидуальные интеллектуальные качества как на уровне "плохой - хороший", " недостаточный - достаточный", так и на уровне самопринятия. Заметим, что чувство интеллектуальной состоятельности (либо интеллектуальной несостоятельности) может существеннейшим образом влиять на темп и характер интеллектуального развития личности.

3.     Готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы своего собственного интеллекта. Соответственно, одним из критерием интеллектуальной зрелости является возможность человека оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения возникшей проблемы. Необходимо подчеркнуть, что приемы интеллектуальной самонастройки у каждого человека предельно индивидуализированы. Кому-то для того, чтобы привести себя в состояние пика интеллектуальной формы, надо принять горячую ванну, кому- то стать под холодный душ, кому-то включиться в бурную дискуссию, кому-то совершить одинокую прогулку и т.д. вплоть до самых экстравагантных способов произвольной мобилизации своих интеллектуальных сил.

·        Открытая познавательная позиция

О сформированности открытой познавательной позиции можно судить по ряду специфических состояний индивидуального ума:

1.     Осознание возможности множества разнообразных мысленных "взглядов" на одно и то же явление.

2.     Готовность использовать множество варьирующих способов описания и анализа того или иного явления. В том числе способность произвольно переходить от одного способа к другому (от логико-аналитического - к образному, от интуитивно-ассоциативного - к алгоритмическому, от действенно-практического - к игровому и т.д.).

3.     Осознание необходимости учета точки зрения другого человека, а также способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми.

4.     Особое отношение к парадоксам и противоречиям, связанное с готовностью принимать любые необычные сведения без каких-либо субъективных защитных искажений.

5.     Относительный характер индивидуальных суждений, проявляющийся в возможности, с одной стороны, соглашаться с явно различающимися по своему содержанию источниками информации и, с другой стороны, сомневаться в, казалось бы, очевидном и бесспорном источнике информации. Так известна притча о мудреце, к которому пришли для разрешения своего спора два человека. Внимательно выслушав прямо одного, мудрец заявил: "Ты прав, уважаемый!" После этого, столь же внимательно выслушав прямо противоположные аргументы другого, мудрец изрек:  "И ты прав, уважаемый!" Когда же жена мудреца, не вытерпев, отчитала мужа за столь нелепое поведение, он и ей ответствовал: "И ты права, дорогая!".

6.     Восприятие происходящего по принципу "возможно все – даже то, что невозможно". Обычно, чем человек умнее, тем труднее его чем-либо удивить: даже самые невероятные события оказываются для него  субъективно ожидаемые.


Содержание раздела